Мой друг Володя Муковозов удивил одноклассников тем, что на переменах шлифовал шкуркой стопку тоненьких фанерок, которые он называл нервюрами модели самолёта.  Многим мальчикам захотелось приобщиться к этому интригующему занятию. Повторилась история с Томом Сойером, вовлёкшим своим примером приятелей в покраску забора. С этого началось увлечение моих друзей авиамоделизмом.

Рядом с нашей школой находился Дом пионеров, в котором было много интересных кружков. После уроков мы часто заходили туда полюбоваться достижениями участников различных кружков. Мои друзья, увлекшись авиамоделизмом, предложили мне присоединиться. В кабинете авиамоделизма я увидел модели разного уровня сложности, начиная от простых планёров и заканчивая моделями с бензиновыми двигателями. На стене висел плакат, изображавший лётчика, помогающего мальчику запустить модель планёра. На плакате был лозунг: "От модели к планёру, с планёра - на самолёт!".

Как начинающему, мне предложили собрать модель планёра из стандартного набора деталей. Скоро я уже испытывал свой планёр в полёте. Поднявшись вверх, насколько позволяла длина нитки, леера, он быстро приземлялся. Я понял, что крылья слишком узкие, чтобы носить такую тяжёлую модель. И сразу появилась мысль о новой модели с увеличенными размерами, но без увеличения веса.

Сборка гигантского планёра

В заборе нашего огорода, построенном и окрашенном ещё в дореволюционное время, я увидел начинавшую откалываться от доски узенькую планку, по толщине равную основной планке стандартной модели планёра. Я ухитрился тонким ножом продолжить раскол до основания доски и стал обладателем главной детали задуманного мной огромного планёра. Её длина в три раза превышала стандартную. За много лет она хорошо высохла  и была очень лёгкой. Теперь надо было обзавестись материалом для стрингеров крыльев и другими деталями.

Наш городок Сретенск был важным транспортным узлом: с одной стороны реки Шилки к нему подходила железнодорожная ветка от Транссиба, с другой стороны начинался автомобильный тракт до границы с Китаем, а на самой Шилке начиналось Амурское судоходство. Мне довелось наблюдать в 1945 году переброску наших войск в Маньчжурию. Прекрасно экипированные войска проходили в сторону Китая, а через месяц возвращались с победой  прямо под окнами нашего дома на улице Набережной.

После разгрома в августе 1945 года японской армии в Маньчжурии в наших магазинах появились трофейные японские военные лыжи, к которым прилагались бамбуковые палки. Мне купили самые короткие лыжи. Через несколько лет интенсивного катания с горок с неизбежными падениями палки расщепились, и я решил расколоть их на тонкие планки для стрингеров крыльев и стабилизатора. Планки были прочными, но легко гнулись. Я решил, что это не беда, так как гибкость крыльев у птиц не мешает им отлично летать даже при планировании.

Первые испытания

Скоро у меня появился планёр, размахом и шириной крыльев в три раза превышавшим стандартную модель! Была суровая зима, но мне не терпелось испытать модель в полёте. Я пошёл на лёд реки Шилки со своим планёром. Сильный ветер трепал его широченные крылья, и я не был уверен, что в таких условиях удастся провести испытания модели.

С помощью леера я повёл планёр против ветра, он быстро поднялся и его крылья затрепетали на сильном ветру. Я испугался, что крылья сломаются, и сразу сбросил леер с крючка на планёре, он развернулся и довольно быстро упал на лёд. Возясь с планёром, я снимал свои тёплые рукавицы, и на сильном морозе мои руки окоченели. Пришлось быстрее возвращаться домой, чтобы отогреть руки. Что же, первое испытание оказалось неудачным из-за плохой погоды, буду дожидаться лета.

Восходящие потоки

Я долго не мог продолжить испытания из-за льдин и оставшихся после них луж на берегу реки. Наконец, льдины растаяли, а берег подсох. Я повторил свои испытания, но не поднимал планёр высоко, так как боялся, что ветер унесёт его в воду. Подошёл приятель и сказал:
- Давай пойдём на гору, там будет удобнее.

И мы отправились к Седловине, так мы называли двойную горку, по форме похожую на седло. Мы любили зимой скатываться с более высокой вершинки и влетать с разгону на вторую. Сейчас Седловина была покрыта травой, и не было опасности, что планёр разобьётся о камни.

Мы начали пускать планёр  без леера с высокой вершинки. Он подлетал к меньшей вершинке, а мы легко его подбирали и продолжали свои попытки. Но вот ветер сменил направление и понёс планёр к крутому каменистому склону горы. Быстро увеличивалось расстояние между планёром и землёй, хотя он спускался не очень быстро.

Вдруг планёр взмахнул своими гибкими крыльями и начал подъём вверх. Я был рад, что гибкость крыльев не испортила лётные свойства планёра. А подъём продолжался. Стало ясно, что планёр попал в восходящий поток из долины, чего добиваются планеристы. Мне было радостно и жалко улетавшего вверх планёра. Было ясно, что с крутого каменистого склона нам быстро не спуститься, а бежать к городу вдоль склона означало увеличивать расстояние между нами и планёром. Нам оставалось только наблюдать за завораживающим полётом взмахивающего при порывах ветра крыльями планёра.

Скоро планёр превратился в едва заметную точку, а затем и вовсе исчез из виду. Было  грустно и радостно. Моя идея сделать облегченный планёр с прочными, но гибкими стрингерами крыльев оказалась настолько удачной, что планёр не просто улетел далеко, но поднялся на такую высоту, где растаял в дымке.

Своими машущими крыльями он как бы подавал мне знак: "Не бойся неизвестности, стремись подняться вверх!".

Уроки авиамоделизма

Шлифовка целой стопки нервюр открывала нам совершенно новые приёмы современной технологии:
- групповое изготовление множества одинаковых деталей, сегодня лежащее в основе микроэлектронной технологии;
- массовое производство однотипных деталей, лежащее в основе современного способа промышленного производства;
- постоянный контроль качества изделий.

Когда мы вырезали пропеллеры для своих моделей из липового бруска, мы наносили рабочие чертежи на грани бруска, что очень помогло потом на уроках черчения. Само вырезание пропеллера было сродни искусству:  у кого-то он получался толстым и грубым, у более умелых - тонким и изящным.

Подгонка формы пропеллера, крыльев и всей модели давала представление об аэродинамике и законах самолётостроения. А сам авиамоделизм вырабатывал стремление добиваться в своей будущей работе идеальных результатов.

Многие авиамоделисты стали выдающимися лётчиками, учёными, конструкторами и инженерами.  Забота советской страны о воспитании подрастающего поколения давала замечательные плоды! И это главный урок  нашей стране, превращающей образование в бизнес.

Теги: Забайкалье, река Шилка, город Сретенск, авиамоделизм